Кем в действительности был Степан Бандера?

 

Большую часть войны Степан Бандера просидел в немецком концлагере, а на его последователей охотились нацистские спецслужбы. Тем не менее именно Бандеру советская, а вслед за ней и путинская пропаганда изображает в качестве наиболее одиозного гитлеровского приспешника, а бандеровцы, проделавшие путь от исторических ополченцев до коллективной фигуры социального воображения, стали предлогом к «специальной военной операции» по «денацификации» Украины. В этом материале - главное, что надо знать об этом историческом персонаже.

Неизвестно, был бы Степан Бандера столь знаменит, если бы не российская пропаганда, сделавшего его героем всех телевизионных выпусков об Украине. В самой Украине Бандеру воспринимают как историческую личность и борца за независимость, изначально бандеровское приветствие «Слава Україні! Героям слава!» в наше время используется без какого-либо националистического подтекста.

Российская пропаганда тем временем продолжает плодить мифы о «нацисте» Степане Бандере. Дивизию СС «Галичина», сформированную в Украине из местных добровольцев, объявили детищем Бандеры, хотя никакого отношения ни он, ни его последователи к ней не имели. Также активно распространяется фотография генерал-майора Вермахта Рейнхарда Гелена, выдаваемого за Степана Бандеру и якобы доказывающая, что последний носил «фашистскую форму» и даже был награжден «немецким крестом». Между Геленом и Бандерой нет особого внешнего сходства, но аудитория «Вконтакте» и «Одноклассников», не обращает на это внимание.

                                      (Мифы о Бандере)


За что на самом деле боролись и погибали бандеровцы?
Степан Бандера был убежденным борцом за независимость страны. ОУН (Организация украинских националистов), одну из фракций которого позднее возглавит Бандера, с самого начала своего существования была очень далека от тех концепций, которыми пользовался немецкий нацизм. В идеологии ОУН напрочь отсутствовала главная нацистская составляющая — учение о расовой и национальной исключительности. Члены ОУН никогда не рассматривали украинцев как «высшую расу», а лишь добивались «самостийности» (независимости) для своей нации, вызволения оной из-под польской и/или российской (советской) зависимости. В «Декалоге украинского националиста», сочиненном в 1929 году Степаном Ленкавским (с 1941 по 1944 годы находился под арестом в Освенциме) и поддержанном Бандерой, говорится о «ненависти и бескомпромиссной борьбе» с врагами нации, о гордости за символ Тризуба, содержится наказ сотворить Украинскую державу или сгинуть в борьбе, но нет ничего, что сближало бы оуновцев с расизмом немецких нацистов или имперским пафосом итальянских фашистов. И хотя в этом документе Московия (имперская Россия и СССР, наследующие с точки зрения украинских националистов не столько вольному славянству, сколько тираничной татаро-монгольской орде) обрисовывается как «татарский» враг, сами бандеровцы, в отличе от нацистов, никогда не враждовали с неевропейскими народами. В 1950 году в официальной публикации ОУН «Кто такие бандеровцы и за что они борются» прямо говорилось: «Мы выступаем только против большевистских империалистов вне зависимости от социального и национального происхождения. И это подлое вранье, будто мы ненавидим всех советских людей без разбору»

Борьба «всех вер и народов» с «врагами свободы» — это та часть бандеровской идеологии, которая сильно отдаляет ее от клерикальных и квазифашистских политических форм и приближает к национал-демократическим. Идея свободы, противопоставляемая имперским нарративам господства, позволила ОУН стремительно эволюционировать: в 1958 году, находясь в эмиграции в ФРГ, Бандера характеризовал Вторую мировую войну как столкновение двух «тоталитарных захватнических режимов», гитлеризма и сталинизма — столкновение, из которого активисты ОУН пытались извлечь пользу для свободной Украины. В XXI веке мы наблюдаем дальнейшее развитие бандеровского политического проекта, который продолжает отдаляться от своих консервативных истоков и трансформироваться под действием истории: в наше время многие бандеровцы говорят на русском языке, воспринимая российскую государственность не только как внешнего колонизатора, но и как внутреннюю диктатуру, подчинившую исторические славянские идентичности и феномены, включая русский язык, чуждой и репрессивной, самодержавной форме существования.


Мифы о Бандере

https://theins.ru/history/249990